УТРЕННИЕ ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Утро редко бывает легким, особенно в понедельник. После выходных мало кому хочется вставать в 7 утра и собираться в школу или на работу. Конечно, бывают взрослые и дети, для которых понедельник — день счастья, а ранние подъемы в удовольствие, но эта статья не о них.

В этой статье мы поговорим о детях, которые с трудом встают утром, ругаются на родителей, куксятся и не хотят ни зубы чистить, ни одежду надевать. А хотят валяться и спать столько сколько влезет. Мы обсудим, что происходит с ребенком, который активно сопротивляется утренним вставаниям в будние дни (и часто встает ооочень рано в выходные, когда можно было бы и поспать). Поговорим о том, что происходит с родителем_ми, когда дети ведут себя непослушно с утра, и обсудим как можно помочь ребенку и себе психологическими способами, чтобы утро стало если не добрым, то не таким злым.

Ребенок не хочет вставать с утра

Если ваш сын и/или дочка не хотят вставать утром в школу, первое, что нужно сделать, разобраться с тем, какие они испытывают чувства и думают мысли в тот момент, когда вы их будите. Например, ребенок может чувствовать тревогу, связанную с чем-то, что происходит в школе. Может быть, его обижает одноклассник, или учительница критикует так, что он испытывает постоянный стыд. Какие мысли могут возникать у человека, который переживает тревогу? Сегодня опять опять будет обзывать Петька. Или, сегодня Марьиванна перед всем классом скажет, что я глупая и не понимаю элементарных вещей. Важно разобраться с чувствами и мыслями, которые побуждают ребенка вести себя определенным образом. Делать это лучше не утром, когда все торопятся, чтобы не опоздать, а в то время, когда ребенок спокоен, расслаблен и доволен жизнью. Можно начать разговор с рассказа о том, каково вам иногда бывает, когда надо рано вставать, а хочется поспать. Если вы делитесь своим личным опытом с ребенком искренне и в том обьеме, в котором опыт ему понятен, он чувствует, что вы понимаете его и хотите помочь, а не поругать. После того как вы выяснили, что лежит в основе нежелания вставать, важно подумать о так называемых «missing links» — упущенных звеньях цепи, что можно добавить к утру, чтобы вставание перестало быть пыткой для ребенка. Если он находится в тревоге по поводу школы, нужно начать работать с его тревогой. Об этом можно прочитать здесь. Если он хочет дольше спать утром, нужно пересмотреть режим укладывания, и укладывать спать раньше. Если у вас много детей, и только один из них ведет себя сложно по утрам, нужно разобраться с тем, что происходит в ваших отношениях с ребенком — есть ли вероятность, что единственный способ получить время с вами наедине для него утренний конфликт? Такое бывает, не часто, но порой в конфликтах дети и родители находят близость, которую они не могут получить другим способом.

С точки зрения вашего поведения, очень важно избегать инвалидирующих фраз и поведения по отношению к ребенку. Важно валидировать его мысли, чувства и поведение на одном из уровней валидации, об этом можно почитать здесь. Валидация — это способ показать, что вы понимаете и принимаете чувства другого человека, что они имеют смысл для него такого, каким он является в данный момент с учетом его жизни, его прошлого опыта, его биологии, среды, в которой он живет. Валидируя мы не соглашаемся, мы можем оставаться при своей точке зрения, и пытаемся понять другую точку зрения, чтобы в итоге выиграли обе стороны. Вы можете сказать, Саша, ты сейчас волнуешься, что тебя будут обижать в школе. Я знаю, это страшно. Конечно, ты волнуешься, потому что в прошлом году тебя обижали, и в то же время ты знаешь, что нужно делать в ситуации, когда тебя будут обижать. В ситуации обид, важно заранее проговорить с ребенком то, каким образом он будет себя защищать. И как вы можете помочь ему, будучи на расстоянии.

Если ребенка унижает преподаватель, нужно обязательно поговорить с этим преподавателем. В моей практике бывали случаи, когда дети не хотели вставать утром, не рассказывали почему, только после долгих выяснений оказывалось, что причина в учителе.


Аккумуляция позитивного опыта

Помогая ребенку справиться с тревогой, страхом, обидой, злостью, вы помогаете ему регулировать эмоции. Существует такая стратегия эмоциональной регуляции как аккумуляция позитивного опыта. Подумайте о том, что хорошего происходит в жизни ребенка, в том числе и в школе? Как вы можете напомнить ему в этом утреннем депрессивно-агрессивном сумраке о светлых школьных делах — встрече с друзьями, любимом предмете или любимом учителе? Может быть, вы могли бы вместе с ребенком написать обо всем хорошем, что ждет его в школе, он бы нарисовал это хорошее, и такую картинку вы бы повесили у него в комнате на стенку.


Музыка для пробуждения

Регуляции эмоций помогает музыка. Если есть возможность утром включать любимую песню — это может помочь встать. Некоторые родители используют алексу или гугл, их можно попросить включить определенную песню. Например, мой сын любит вставать, когда играет песня группы Queen We will Rock you. Исследователи Кук, Рой, И Велкер показали, что ритмическая и энергичная музыка помогает регулировать эмоциональное состояние.


Вкусный завтрак

Есть дети, для которых стимулом к пробуждению может стать завтрак, его можно спланировать заранее. И, например, давать ребенку любимую еду только на завтрак, тем самым позитивно подкрепляя его поведение. Важно обсудить с ребенком заранее, что ему хотелось бы на завтрак, какой завтрак помог бы ему встать с утра радостно и без страданий.

Родитель чувствует раздражение

Часто родители злятся когда дети не хотят вставать, капризничают, кричат, брыкаются или плачут с утра. Конечно, это очень тяжело наблюдать, с одной стороны, ты понимаешь, что ребенок не слушается, и это вызывает злость, с другой, если он плачет, ты понимаешь, что ему плохо, и это вызывает сострадание, и желание помочь. Растет эмоциональное напряжение между родителем и ребенком, если успокоить не получается, может возникать ощущение, что ты дурацкий родитель, не можешь справиться, а если рядом есть какие-то другие взрослые, то добавляется страх, что тебя как-то негативно оценят. Сложно сохранять спокойствие и самообладание в ситуации цейтнота, когда ты опаздываешь на работу, ребенок опаздывает в школу, и невозможно его успокоить. В ход идут крики, угрозы и шлепки. Такое поведение родителя не успокаивает ребенка, а делает его еще более беспокойным. Поэтому первое, что нужно учиться делать, сохранять олимпийское спокойствие. Не принимать поведение ребенка на свой счет. Как это может проявляться? Родитель приготовил завтрак, радостно идет к ребенку его будить, а тот ему в лицо дает ногой. Обидно? Обидно. Представьте себе, что это не ребенок, а его пока еще незрелый, не умеющий регулировать эмоции мозг дает ногой. Вы же знаете, что сын или дочка любит вас. Драться, конечно, нельзя. Но обсуждать это лучше, когда ребенок будет спокоен, договариваясь с ним о том, что именно он может сделать вместо того, чтобы драться утром. Своим спокойным поведением вы учите ребенка успокаиваться. Своим криком вы учите его кричать. Как можно успокоить себя? В диалектико-поведенческой терапии есть прекрасная аббревиатура для ряда умений — ТИПП. Т — это температура, в момент когда вы чувствуете, что подступает крик, нужно быстро взять в руки что-то холодное, или опустить лицо в холодную воду, это действие снизит эмоциональное напряжение.  И- это интенсивная физическая нагрузка, 10 отжиманий, и злость меньше. П — прогрессивная мускульная релаксация — вы сильно сильно сжимаете мышцы, потом резко отпускаете. И так несколько раз. Можно сжимать кулаки, можно мышцы живота, попы, груди, все, что угодно, главное, чтобы было сильное напряжение и сильное расслабление. И последнее П — это последовательное дыхание. Самый простой способ дышать — сделать вдох на счет 5 и выдох на счет 7. Главное, чтобы выдох был длиннее, чем вдох. Тогда ваше эмоциональное напряжение снизится.

После того, как желание наорать отступило, вы сможете спокойно договориться с ребенком. Помните, что позитивное подкрепление, когда вы обещаете что-то дать, работает лучше, чем негативное, когда вы обещаете что-то отобрать. Важно, чтобы даваемое было желанным и нужным, это не обязательно должна быть вещь, это может быть время, проведенное вместе, или добрые слова.

Удачи Вам!